Главная

О журнале |  Архив |  Текущий номер |  Подписка |  Авторам |  Контакты      


Журнал "Проблемы стандартизации в здравоохранении"

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СИМУЛЯЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ (часть 1)

И.И. Косаговская, В.В. Мадьянова, Ю.В. Королева

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Практические навыки клинической работы до применения их на реальных пациентах медики должны приобретать в специальных центрах, оснащенных высокотехнологичными тренажерами и компьютеризированными манекенами, компьютерными играми и программами, позволяющими моделировать клинико-организационные ситуации. Одной из важных предпосылок в реализации данного принципа является создание современных симуляционных центров. В статье обсуждаются проблемы, которые необходимо решить для успешного и эффективного внедрения симуляционного обучения в медицинское профессиональное образование.
Ключевые слова: симуляционное обучение в медицине, симуляционные технологии, симуляционный центр, симуляционный тренинг, имитационные методы, формирование практических компетенций.

MODERN APPROACHES TO SIMULATION TRAINING OF MEDICAL STAFF (PART 1)

I.I. Kosagovskaya, V.V. Madyanova, Y.V. Koroleva

First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov

Practical skills of clinical work before applying them on real patients, doctors need to acquire special centers equipped with high-tech machines and computerized mannequins, computer games and software enabling to simulate the clinical and organizational situation. One of the important prerequisites to the implementation of this principle is the creation of modern simulation centers. The article discusses the problems that need to be addressed for the successful and effective implementation of a simulation training in medical vocational education.
Keywords: simulation training in medicine, simulation technology, simulation center, a simulation training, simulation techniques, the formation of practical skills
ЛИТЕРАТУРА

  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134 (дата обращения: 15.04.2016).
  2. Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». URL: http://base.garant.ru/70170948/ (дата обращения: 15.04.2016).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2013 № 614-р «Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70260340/ (дата обращения: 15.04.2016).
  4. To Err is Human: Building a Safer Health System / Kohn L.T., Corrigan J.M., Donaldson M.S., eds. Washington, DC: National Academy Press, 1999.
  5. Выпускникам медвузов не хватает медицинской практики // Урология сегодня. 2013. №4. URL: http://urotoday.ru/issue/4-2013 (дата обращения: 15.04.2016).
  6. Gawande A.A., Zinner M.J., Studdert D.M., Brennan T.A. Analysis of errors reported by surgeons at three teaching hospitals. Surgery. 2003. Vol. 133. P. 614–21.
  7. Christian C.K., Gustafson M.L., Roth E.M., et al. A prospective study of patient safety in the operating room. Surgery. 2006. Vol. 139. P. 159-173.
  8. Jason R. Frank, Rani Mungroo, Yasmin Ahmand. The first comprehensive systematic review of the medical education literature related to Competency-Based Education definitions // Medical Teacher. 2010. Vol. 32. № 8. P. 631-638.
  9. Jason R.Frank, Linda Shell. Competency-Based medical education theory of practice // Medical Thecher. 2010. Vol. 32. № 8. P. 638-646.
  10. Hallikainen H., V?is?nen O., Randell T. et al. Teaching anaesthesia induction to medical students: comparison between full-scale simulation and supervised teaching in the operating theatre // Eur. J. Anaesth. 2009. Vol. 26. P. 101-104.
  11. Hassan I., Sitter H., Schlosser K., Zielke A., Rothmund M., Gerdes B. A virtual reality simulator for objective assessment of surgeons laparoscopic skill. Chirurg, 2005. Vol. 72 (2). P. 151-155.
  12. Munz Y. et al. A structured curriculum based approach for teaching complex laparoscopic skills using VR simulators. Surg. Endosc. 2004 (18) suppls 232, presented as a poster in SAGES 2004.
  13. Murin S., Stollenwerk N.S. Simulation in procedural training: at the tipping point // Chest. ?2010. Vol. 137. P. 1009-1011.
  14. Okuda Y., Bond W., Bonfante G. et a. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs, 2003-2008 // Acad. Emerg. Med. 2008. Vol. 15. P. 1113-1116.
  15. Белобородова Е.В., Сырцова Е.Ю. Симуляционные методики при изучении «немедицинских дисциплин» в медицинском вузе. В кн.: II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013. URL:  http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?theme_id=43&event_id=16 (дата обращения: 15.04.2016).
  16. Зарипова З.А., Лопатин З.В., Чернова Н.А. Концепция создания единого информационного пространства в сфере симуляционного обучения в структуре медицинского образования на территории Российской Федерации. В кн.: II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?theme_id=43&event_id=16 (дата обращения: 15.04.2016).
  17. Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Горшков М.Д., Гущина Е.Ю., Колыш А.Л. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении. В кн.: II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?theme_id =43&event_id=16 (дата обращения: 15.04.2016).
  18. Симуляционное обучение в медицине. Под ред. Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. М.: Из-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; 2013. 288 с.
  19. Горшков М.Д. Три уровня симуляционных центров. В кн.: II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?theme_id=43&event_id=16 (дата обращения: 15.04.2016).
  20. Новикова О.В., Черников И.Г., Давыдова Н.С. Технология симуляционного обучения в Уральском Государственном Медицинском Университете на современном этапе и перспективы развития. В кн.: II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?theme_id=43&event_id=16 (дата обращения: 15.04.2016).
  21. Павлов В.Н., Викторов В.В., Садритдинов М.А., Шарипов Р.А., Лешкова В.Е. Четырехэтапная система симуляционного обучения в медицинском вузе. В кн.: II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?theme_id=43&event_id=16 (дата обращения: 15.04.2016).
  22. Авдеева В.Г. Опыт использования учебно-тренировочного оборудования при подготовке специалистов, работающих в условиях догоспитального периода, в Пермском крае. В кн.: Сборник тезисов конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний (СИМОМЕДИКС 2012, 01 ноября 2012 г.). Москва, 2012. URL: http://www.aribris.ru/matters.php?print&id=49 (дата обращения: 15.04.2016).
  23. Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №294. URL: http://base.garant.ru/70643470/#help (дата обращения: 15.04.2016).
  24. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.06.2014 № 321 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по формированию системы повышения квалификации административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе непрерывного профессионального образования по вопросам организации управления здравоохранением». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=594065&req=doc (дата обращения: 15.04.2016).
  25. Проект Концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО) c участием профессиональных медицинских организаций в РФ. URL: www.msmsu.ru/userdata/manual/doc/pro.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
  26. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. СПбГИЭУ, 2010. 128 c.
  27. Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. 2-е изд., испр. Новосибирск, 2011. 96 с.
  28. Peters V.A.M., Vissers G.A.N. A Simple Classification Model for Debriefing Simulation Games // Simulation Gaming March. 2004. Vol. 35. N. 1. P. 70-84.
  29. Savoldelli G.L., Naik V.N., Park J. et al. Value of debriefing during simulated crisis management: oral versus video-assisted oral feedback // Aneshesiology. 2006. Vol. 105. P. 279-285.
  30. Morgan P.J., Tarshis J., LeBlanc V. et al. Efficacy of high-fidelity simulation debriefing on the performance of practicing anaesthetists in simulated scenarios // Br. J. Anaesth. 2009. Vol. 103. P. 531-537.
  31. Miller G.E. The assessment of clinical skills / competence / performance. Academic Medicine. 1990. Vol. 65 (9). P. 63-67.
  32. Свистунов А.А., Грибков Д.М., Шубина Л.Б., Коссович М.А. Дефицит компетентности или кадровый голод. В кн.: II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. М., 2013.
  33. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 №30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам». URL. http://www.referent.ru/1/102654 (дата обращения: 15.04.2016).
  34. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.12.2011 №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)». URL: http://www.rg.ru/2011/12/30/ordinatura-dok.html (дата обращения: 15.04.2016).
  35. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.12.2011 №1476н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)». URL: http://www.rg.ru/2011/12/30/vuzi-dok.html (дата обращения: 15.04.2016).
  36. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 18.04.2012 № 16-2/10/2-3902. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130443/ (дата обращения: 15.04.2016).


Programming & design
by I.S.0pаrin